Программа повышения квалификации "Танцевально-двигательная терапия в практике помогающих отношений"

Структура программы:

144 академических часов – пять трехдневок (пт-вс) по 24 ак.ч. и 8 вебинаров по 3 ак.ч.

Программа состоит из пяти модулей: 5 очных семинаров, 8 вебинаров, самостоятельная работа и работа в малых интервизорских группах для отработки ТДТ-навыков.

К каждому модулю прилагается домашнее задание, включающее:

  • работу с литературой (чтение статей и книг, с последующим резюмированием),
  • написание эссе по итогу семинара;
  • выполнение творческих заданий и заданий по наблюдению за выразительным движением и т.п.

По окончанию программы (посещение очных семинаров и вебинаров и выполнения всех домашних заданий, написания и защиты выпускной творческой работы (см. Приложение), слушатели получают удостоверение о повышении квалификации НОЧУ ДПО «Институт практической психологии и психоанализа» (Москва) (образец документа можно посмотреть здесь - http://tdt-edu.ru/materials/blanki-diplomov-udostoverenij-sertifikatov/). Это удостоверение как документ повышения квалификации к основному диплому о высшем или среднеспециальном образовании.

Ведущая программы - Буренкова Елена (Алена) Валентиновна (г. Москва), кандидат психологических наук, доцент, руководитель отделения танцевально-двигательной психотерапии НОЧУ ДПО «Институт Практической Психологии и Психоанализа» (http://tdt-edu.ru) ; танцевально-двигательный психотерапевт, супервизор и преподаватель АТДТ, руководитель МППП "Мультимодальная терапия творчеством"; сертифицированный специалист в области Expressive Arts Therapy, музыкотерапии, арт-терапии, куклотерапии; главный редактор журнала "Танцевально-двигательная психотерапия". Профессиональный и действительный член в Международных и Российских профессиональных сообществах: IEATA, EEATA, RUSATA, АТДТ, АИТИ (соучредитель), ФПО РФ.

Для кого? Для всех специалистов помогающих профессий, кому интересна работа с выразительным движением и танцем, кто ценит и верит в целительную силу движения.

О чем эта программа? Это программа – знакомство с методом танцевально-двигательная ерапия (ТДТ) через опыт исследования основных жизненных тем, которые сопровождают человека в течение его жизни: знакомство и отношение с именем, границы и прикосновения, семья и доверие, игра и соревнование, лидерство и подчинение, встречи и расставания.

 Это программа повышения квалификации, которая знакомит с методом танцевально-двигательная терапия в практике помогающих отношений (психология, терапия, лечебная физкультура, телесные практики, образование и развитие, коучинг и социальная работа).

О методе. Танцевально-двигательная терапия – это одно из направлений экспрессивных видов терапии, которая обращается к целительной силе выразительного движения и танца. Танцевально-двигательная терапия использует в качестве инструмента работы язык выразительного движения и танца как невербальную  эмоциональную сторону коммуникации с собой, с другим и миром.

Танцевально-двигательная терапия, обращаясь к простому естественному движению, помогает человеку вновь обрести себя как единство тела, души и сердца, укрепляет его целостность, позволяет по-новому взглянуть на себя и окружающий мир. (http://atdt.ru)

Танцующее тело, словно книга, которую читают – только тогда оживают истории, записанные в каждой клеточке нашего тела.

Цель и задачи программы: освоение принципов, основных методов и техник ТДТ, а также формирование умений и практических ТДТ-навыков для непосредственного  применения в собственной практике помогающих отношений (психологии, педагогике, психотерапии, медицине, социальной работе, различных видах консультирования, фитнесе, двигательных практиках и т.д.).

В процессе освоения материала будет использоваться эмпирический подход в обучении, где основным принципом является "Обучение через Делание". Такого рода групповой и индивидуальный опыт позволяет в практике:

  • изучить основные принципы, познакомиться с основными методами и овладеть основными техниками ТДТ;
  • познакомиться с основными приемами и методами ТДТ, позволяющими работать с Основными Жизненными Темами;
  • научиться применять метод ТДТ в собственной профессиональной деятельности;
  • познакомиться со спецификой танцевально-двигательной терапии в индивидуальной работе и работе с группой: способы структурирования группового процесса, установление и поддержание границ работы, определение и развитие групповых и индивидуальных тем, использование символического движения и интеграция вербального и невербального материала.

Участники в процессе обучения овладеют навыками кинестетической эмпатии, присутствия, слушания и выразительного движения, установления и развития отношений на невербальном уровне, а также научатся применять на практике основные техники ТДТ, видеть и анализировать язык невербальных коммуникаций и посланий.

Каждый учебный модуль программы предусматривает не только знакомство с теоретическим и практическим материалом: принципами, методами и техниками ТДТ, но и получение личного опыта работы в методе ТДТ, а также анализ процесса, происходящего на обучении, для осмысления связи двигательных практик с теориями ТДТ. Каждый модуль включает в себя прохождение семинара и выполнение практического задания к данному модулю: реферирование статей, выполнение ТДТ-практик, ведение дневников наблюдения и рефлексии и т.д.

В результате обучения участники получат знания и сформируют навыки применения методов танцевально-двигательной терапии в рамках своей профессиональной деятельности.

Описание программы

Модуль 1. Танцевально-двигательная терапия: знакомство.

Темы:

- Танцевально-двигательная терапия: определение, принципы, возможности и ограничения.

- Основные техники танцевально-двигательной терапии.

- Знакомство с феноменом: осознанно чувствующее выразительное тело. 

- Танцевально-двигательная терапия и ранняя травматизация: восстановление контакта с собой, другим и миром.

- Основные жизненные темы: знакомство, имя и границы.

Модуль посвящен знакомству с основными принципами и понятиями направления "Танцевально-двигательная терапия". Участники познакомятся с принципом психосоматического единства в групповом танцевально-двигательном процессе, работая с телом и выразительным движением, осознанием и межличностными отношениями.

На этой встрече участники:

  • освоят применение базовых принципов танцевально-двигательной терапии, узнают о возможностях и ограничениях, целях и задачах ТДТ;
  • познакомятся с основными подходами и техниками ТДТ;
  • узнают о феномене "осознанно чувствующее тело" и его роли в жизнедеятельности человека и в практике танцевально-двигательной терапии;
  • откроют в себе способность к кинестетической эмпатии, большей чувствительности к собственным телесным ощущениям и овладеют навыком формирования кинестетической эмпатии;
  • познакомятся с феноменами категории Пространство (LMA) (концепция анализа движения Р.Лабана) и их смыслами: кинесфера, оси и плоскости;
  • начнут знакомиться с инструментом анализа выразительного движения (Р.Лабан), применяемого в ТДТ: Что движется? Где движется? Как движется?
  • через метафору "Я - это движущее тело" познакомятся с инструментами исследования собственной истории и соприкоснутся с силой Танца, дарующей радость жизни в ее первозданном виде, помогающей восстановить связь с реальностью и осознанно чувствующим телом.

Модуль 2. Полярности как основной способ работы в ТДТ.  

Модуль посвящен изучению основному способу работы в танцевально-двигательной терапии – работа с полярностями.

Темы:

  • Движение как отношение тела и пространства.
  • Танец как коммуникация с собой, другим и миром.
  • Полярности как основной способ работы в ТДТ.
  • Подходы в ТДТ: подход М.Чейс («извне – вовнутрь»), подход М.Уайтхаус («изнутри – вовне»).
  • Основные жизненные темы: доверие и удовлетворение потребностей.
    1. «Я, воплощенное в танце»: границы и контакты, свобода выражения и ограничения;
    2. доверие и ответственность;
    3. мир прикосновений: игра потребностей и желаний,
    4. полярности как основная тема в ТДТ: единство противоположностей или между ненавистью и любовью.

Участники продолжат знакомство с принципом психосоматического единства в групповом танцевально-двигательном процессе, работая с темами доверия и ответственности.

На этом модуле участники продолжат знакомиться с основными приемами и техниками танцевально-двигательной терапии:

  • познакомятся с основными подходами в ТДТ;
  • узнают, что такое ритмическая групповая активность и узнают о ее силе в создании безопасного пространства;
  • продолжат знакомство с понятием кинесфера, и двигательными способами коммуникации с собой, и с другими в пространстве, и двигательным выражением себя (категории «Тело» и «Усилие», LMA) и их смыслами в развитии и становлении отношений;
  • граница и ограничения - в чем специфика и как формировать устойчивые границы в коммуникации методами танцевально-двигательной терапии;
  • познакомятся с основным концептом «Полярности: Здоровье – Дисфункция», работа с полярностями как способ обретения эмоциональной устойчивости, гибкости, целостности;
  • о силе прикосновений и о способах исследования феномена «доверие к миру» методами танцевально-двигательной терапии.

Модуль 3. Двигательное и психомоторное развитие: танцующее Дитя

Данный курс знакомит участников с эмпирическим подходом в изучении функционирования телесных систем человека, способствует развитию культуры телесности через развитие контакта с собственным телом. Даёт представление о специфике телесного мышления, о различных способах организации движения. Обучает понимать язык движения и психологические смыслы телесных посланий.

На данном модуле участники познакомятся с основами двигательного развития, узнают о фундаментальных движениях, о том, как человек в своем двигательном развитии переходит с одного уровня на другой, как интеграция этих уровней формирует целостную систему движения тела. Слушатели ознакомятся с эволюцией развития двигательных процессов, базовыми рефлексами (условными и безусловными), с базовыми нейрологическими паттернами и двигательными моделями, на основе которых формируется двигательно-психологический образ себя и модели взаимоотношений с миром.

В рамках этого модуля через исследование своих собственных базовых форм движения, участники смогут исследовать их значение, динамику, смыслы, и начать простраивать связи в своей собственной жизненной истории:

  • участники познакомятся с азами языка наблюдения за выразительным движением (система LMA-BF) для описания и анализа взаимодействия с собой, с другим, с миром;
  • исследуют соматическую историю своего Я как «память тела: этапы детского развития»
  • познакомятся с базовым концептом ТДТ «образ тела», и с психологическими стадиями его развития;
  • познакомятся с историей развития образа тела и способами работы с телесными симптомами;
  • познакомятся с анализом привычных двигательных паттернов, расширят видение телесной воплощённости Я.

Модуль 3. Я и моя семья.

Модуль посвящен продолжению исследованию следующих основных жизненных тем методами и техниками ТДТ:

  • Встреча с Внутренним Ребенком.
  • Привязанность и ее двигательный профиль;
  • Танец внутриличностных историй.
  • Танец семейных историй. Истории моей семьи: индивидуальная и групповая формы двигательных исследований;

Участники познакомятся с основами двигательного развития в контексте личностного становления и формирования переживания целостности в телесном воплощении через паттерны двигательного развития (I.Bartenieff, P.Hackney), и познакомятся с техниками танцевально-двигательной терапии в работе с семейными историями в индивидуальной и групповой форме.

На этом модуле участники продолжат знакомиться с основными техниками танцевально-двигательной терапии:

  • узнают, что такое паттерны телесной связанности и их смысл в двигательном и психологическом развитии личности;
  • продолжат знакомиться с концепцией Р.Лабана (категории «Усилия» и «Форма») для исследования специфики отношений с собой, другим и миром;
  • продолжат тренировать кинестетическое присутствие и слушание как способы контакта с Внутренним Ребенком.
  • познакомятся с техниками работы с семейными историями.

Модуль 5. Танцевально-двигательная терапия. «Авторство своей жизни»

На этом модуле участники познакомятся с техниками и приемами танцевально-двигательной терапии в исследовании следующих тем:

  • Лидерство и авторство своей жизни: «Ты танцуешь с Миром, или Мир тебя танцует?»;
  • Конфликт: поиск баланса между конфликтующими сторонами;
  • Танец Духа: путешествие в основные ритмы Вселенной;
  • Сексуальность как сила творческой проявленности Я в своей жизни.

Участники продолжат знакомство с техниками танцевально-двигательной терапии в индивидуальном т групповом процессе, познакомятся с различными играми и получат целый набор инструментов, с помощью которых можно выявлять новые пути самовыражения, расширять и обогащать собственный телесный выразительный язык:

  • познакомятся с техникой работы с конфликтами и соматическими симптомами на основе принципа полярности;
  • узнают о пяти базовых ритмах и о специфике работы с ними в танцевально-двигательном подходе;
  • научатся создавать игры на основе танцевально-двигательного подхода;
  • познакомятся с техниками использования работы с образами, воображением в движении, структурированным и креативным танцем, освоят техники телесного осознания, body-work.
  • познакомятся с феноменом «Embodied Leadership» (лидерство, воплощенное в теле) и получат навыки формирования расширения диапазона в полярности «Лидер – Ведомый».
  • познакомятся со спецификой и основные принципы работы метода танцевально-двигательной терапии в практике помогающих отношений:
    • Участники программы увидят специфику применения метода танцевально-двигательной терапии в зависимости от контингента и задач в практике помогающих отношений – в образовании, развитии, коучинге, терапии, лечебной физкультуры и социальных и телесных практиках. Познакомятся с различными направлениями ТДТ и создадут собственную модель применения методов ТДТ в практике собственной профессиональной деятельности.

В завершение каждый участник выполнит творческую работу.

Даты очных циклов/семинаров:

I    27-29 сентября 2024г

II   29 ноября – 01 декабря 2024г

III  31 января – 02 февраля 2025г

IV  28-30 марта 2025г.

V   23-25 мая 2025г

Цена курса: до 31 мая 85 000руб.

                    до 31 августа 95 000 руб.

                    до 27 сентября 100 000 руб.

 

 

Приложение

Выпускная творческая работа как выпускная работа для региональных программ

Выпускная творческая работа (ВТР) - это Ваша творческая индивидуальная работа (ее письменная и демонстрационная часть). Работа над данным проектом является Вашим продолжением обучения с формированием профессиональных навыков описания динамики изменений и полученного персонального опыта, интеграция этих знаний и их теоретического осмысления, а также применение, как в разработке своего проекта, так и в его демонстрации (перформансе).

Тема, содержание и творческая форма ВТР выбирается, конструируется, осуществляется непосредственно Вами. В нем отражается Ваш интерес и способность применить полученные знания как личном, так и профессиональном развитии в обучении. 

Формальные требования к письменной и презентационной части работы:

Структура творческой работы:

1. Написание эссе “Мой путь развития в процессе обучения в программе “Танцевально-двигательная терапия и Основные жизненные темы”. Ниже представлены вопросы, ответы на которые могут стать поддержкой в написании эссе. Вы можете быть свободны в логике разворачивания темы, а также формы описания (повествование, диалог, поэтические послания, размышления и пр.).

Как я ощущаю себя (телесно, эмоционально) на момент завершения обучения в программе? Как я вижу свою динамику в личном и профессиональном развитии и свои изменения, происходившие/произошедшие в течение обучения?

  • Как достигалась моя цель ( или реализовывался запрос) в процессе обучения в программе?
  • Что я могу выделить как важное для меня в обучении?
  • Какие значения, смыслы мне приходят на этапе завершения программы? Какие ценности в развитии, творчестве и обучении стали видимыми и значимыми для меня?
  • Как я планирую применять (или уже применяю) знания, полученные в процессе обучения

Эссе представляется в напечатанном виде, объемом от 2 до 5 стр. В описании можно использовать фото и различные творческие работы, рожденные в процессе обучения. Форма изложения – свободная.

Форма титульного листа  и требования к оформлению высылается дополнительно.

 2. Создание Творческого перформанса, который Вы представляете непосредственно на семинаре. Тема перформанса согласуется с темой и содержанием эссе.

В нем Вы свободны в выборе творческих форм представлений.

3. Презентация творческой работы на семинаре (не более 10 мин). Презентация включает в себя краткое (!) представление эссе и перформанс на данную тему.

Спасибо! Ваше сообщение отправлено.
Отправка не удалась. Пожалуйста, исправьте ошибки и попробуйте еще раз.
Спасибо! Ваше сообщение отправлено.
Отправка не удалась. Пожалуйста, исправьте ошибки и попробуйте еще раз.