Каждый пишет, как он дышит…
Вызволить творца, освободив тем самым психологические ресурсы, призваны занятия арт-терапией вообще и активными ее методами в частности.
В этой статье речь пойдет о практике активной библиотерапии.
Активная библиотерапия подразумевает несколько вариантов.
Творческая работа с авторским произведением.
В данном случае психолог предлагает клиенту дополнить, изменить уже существующий художественный текст. Это особенно нравится детям, которые недовольны тем или иным финалом истории, и хотят «переделать» его.
Взрослым уместно предлагать дописать концовку проективного рассказа или завершить некую историю, финал которой открыт, многозначен.
Читателям статьи наверняка вспоминается роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Думаю, вопрос о дальнейшей судьбе Скарлетт О΄Хара волновал не только меня одну…
Да что там Скарлетт! Вспомните, скольких любимых героев и героинь мы мечтали «оживить и поженить»!
С чем связан психотерапевтический эффект данной работы?
Дописывая-переписывая некую историю, клиент получает уникальную возможность посмотреть на ситуацию со стороны, осознанно изменить личный жизненный сценарий, расширить собственный ролевой репертуар.
А текст, созданный клиентом – богатейший материал для совместной работы.
Помимо этого «дописывание-переписывание» – способ постепенно приблизится к процессу сочинительства, так сказать, «попробовать перо».
Следующая форма работы с авторским текстом известна нам с детства.
Это проигрывание, инсценировка истории (отрывка).
Здесь библиотерапия усиливается другой арт-терапевтической формой – драматерапией. Вместе они создают мощный эффект эмоционального очищения, осознавания и глубокой проработки чувств. Играя как-будто «другого», человек имеет возможность заявить о себе, выкрикнуть то, что запрятано в глубинах души.
Задайте себе вопрос: Какого литературного героя вы хотели бы сыграть? Ваш ответ сам по себе будет интересен психологу. Да и вам тоже.
Как-то клиентка, бизнес-леди тридцати с небольшим лет, сказала, что мечтает сыграть Виктора Зуева, героя пьесы А. Вампилова «Утиная охота»… Ее ответ удивил меня. Оказалось, женщину разрывало ощущение бессмысленности собственной жизни, внешне такой успешной, но внутренне – суетной, пустой, лишенной смысла…
Что такое современные молодежные традиции ролевых игр или касплея? Отождествление себя с героем. Попытка «стать другим, не будучи собой».
Здесь все значимо – и выбор персонажа, и понимание его характера, и контекст ситуации клиента.
Рисование или создание иной творческой работы по мотивам авторского текста – еще одна форма активной библиотерапии.
Помните, как мы все любили рисовать сказочных героев – богатырей, рыцарей, принцесс…
Творческие продукты клиента (рисунок ли, поделка или сыгранная роль) выступают своего рода «вещественным доказательством» для психолога. Когда есть продукт – работать не то, чтобы проще, намного интереснее! И для самого клиента становится очевидным то, что прежде отрицалось.
Девушка-подросток самозабвенно рисует героинь манги (японских комиксов), отдавая предпочтение образам демонических воительниц. Обсуждая с психологом свои рисунки и содержание текстов, она признает существование сильной злости на мать, которая вышла замуж во второй раз…
Когда я провожу занятия по написанию собственной притчи, я использую такую форму библиотерапии как создание творческого продукта. Мы с участниками читаем историю, чаще всего, короткую, и после обсуждения я прошу каждого из предметов, находящихся под рукой, представить смысл притчи в символической форме. Трудно описать, что именно и как делают люди в такие моменты, но смею уверить читателя – работы получаются удивительные!
Но, конечно, больше всего я люблю, когда мои клиенты приступают к собственному сочинительству.
Как я уже писала, психотерапевтический эффект собственного сочинительства основывается на следующих факторах:
- Главный герой любого текста, созданного клиентом – всегда автор;
- Сочиняя собственный текст, клиент имеет возможность создать иную психическую реальность, нежели та, в которой он живет. Изменив текст, контекст, метафору и другие художественные средства, пишущий может изменить и своё эмоциональное состояние;
- При собственном активном творчестве воздействие целительной силы искусства увеличивается в разы.
Хотелось бы добавить, что успехи в сочинительстве, как, впрочем, и в любом творчестве, повышают самооценку человека, расширяют возможности самореализации и самопрезентации.
Мы начинаем сочинять с малого. Первой пробой пера на наших занятиях является синквейн.
Эта поэтическая форма известна многим и достаточно проста в написании. Напомню читателям, что синквейн это нерифмованное пятистрочное стихотворение, каждая строка в котором строится по правилам. Вот они:
1 строка — одно слово, существительное, отражающее главную идею; тема, понятие;
2 строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка — фраза, предложение, показывающая авторское отношение к теме; иногда – афоризм;
5 строка — слово или несколько слов, отражающие сущность темы, резюме; иногда – синоним.
Кстати, творческие учителя с успехом используют синквейн в качестве необычной формы зачетной работы, там, где максимально сжато необходимо изложить сущность феномена, понятия.
Именно внешняя простота и лаконичность синквейна учат пишущего ценить каждое слово, выражать мысли и чувства предельно конкретно, четко, емко. Написав несколько синквейнов на одну и ту же тему, участники достигают удивительной глубины и понимания вопроса, выражают авторское отношение к написанному, а не просто подбирают подходящие слова.
Возможности синквейна широки, в том числе его можно использовать и как способ «приблизиться» к проблеме, о которой клиенту трудно говорить. Каждое слово здесь «на вес золота», и является путеводной нитью в исследовании психологической реальности клиента.
Интересен эффект групповой работы по написанию синквейна. Например, задается общая тема, как правило – эмоциональное состояние, психологический феномен. Участники группы сочиняют стихотворения и зачитывают их. При обсуждении выясняется разность взглядов, мнений, способов преодоления проблемы.
Вспоминаются синквейны на тему «Тревога».
Тревога.
Тягучая, скучная.
Тормозит, замедляет, укладывает.
Я боюсь совершить ошибку.
Безволие. Тупость. Лень.
Или вот такой:
Тревога.
Незаметная, невидимая.
Подкрадывается, накрывает, опустошает.
Много в психике прячется тайн.
Бессознательное. Проблема.
А как вам вот этот?
Тревога.
Скучная, преувеличенная.
Тяготит, мешает, останавливает.
Я борюсь с отжившими монстрами.
Привычка.
Ну, а вот этот, по моему мнению, достоин положительной оценки в качестве зачетной работы по психологии:
Тревога.
Хроническая, ситуативная.
Проявляется, диагностируется, корректируется.
Принимает разные формы.
Психика, чувство, феномен.
Формы работы с тем же синквейном подбрасывает сама практика, стоит только начать. На одном из занятий участники предложили написать парные синквейны «тревога – уверенность», «ответственность – безволие», «жизнь – смерть»…
Говорить о сочинительстве в рамках библиотерапии я могу бесконечно. Сочинять можно все – от притчи до эпической саги. Конечно же, речь не идет о том, что по окончанию работы с психологом клиент становится писателем. Но – приобретает новые способы постижения и выражения своего внутреннего мира – несомненно.
Евгения Ощепкова