Каждый пишет, как он дышит…

Вызволить творца, освободив тем самым психологические ресурсы, призваны занятия арт-терапией вообще и активными ее методами в частности.

В этой статье речь пойдет о практике активной библиотерапии.   

Активная библиотерапия подразумевает несколько вариантов.

Творческая работа с авторским произведением.

В данном случае психолог предлагает клиенту дополнить, изменить уже существующий художественный текст. Это особенно нравится детям, которые недовольны тем или иным финалом истории, и хотят «переделать» его.

Взрослым уместно предлагать дописать концовку проективного рассказа или завершить некую историю, финал которой открыт, многозначен.

Читателям статьи наверняка вспоминается роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Думаю, вопрос о дальнейшей судьбе Скарлетт О΄Хара волновал не только меня одну…

Да что там Скарлетт! Вспомните, скольких любимых героев и героинь мы мечтали «оживить и поженить»!

С чем связан психотерапевтический эффект данной работы?

Дописывая-переписывая некую историю, клиент получает уникальную возможность посмотреть на ситуацию со стороны, осознанно изменить личный жизненный сценарий, расширить собственный ролевой репертуар.

А текст, созданный клиентом – богатейший материал для совместной работы.

Помимо этого «дописывание-переписывание» – способ постепенно приблизится к процессу сочинительства, так сказать, «попробовать перо».

Следующая форма работы с авторским текстом известна нам с детства.

Это проигрывание, инсценировка истории (отрывка).

Здесь библиотерапия усиливается другой арт-терапевтической формой – драматерапией. Вместе они создают мощный эффект эмоционального очищения, осознавания и глубокой проработки чувств. Играя как-будто «другого», человек имеет возможность заявить о себе, выкрикнуть то, что запрятано в глубинах души.

Задайте себе вопрос: Какого литературного героя вы хотели бы сыграть? Ваш ответ сам по себе будет интересен психологу. Да и вам тоже.

Как-то клиентка, бизнес-леди тридцати с небольшим лет, сказала, что мечтает сыграть Виктора Зуева, героя пьесы А. Вампилова «Утиная охота»… Ее ответ удивил меня. Оказалось, женщину разрывало ощущение бессмысленности собственной жизни, внешне такой успешной, но внутренне – суетной, пустой, лишенной смысла…

Что такое современные молодежные традиции ролевых игр или касплея? Отождествление себя с героем. Попытка «стать другим, не будучи собой».

Здесь все значимо – и выбор персонажа, и понимание его характера, и контекст ситуации клиента.

Рисование или создание иной творческой работы по мотивам авторского текста – еще одна форма активной библиотерапии.

Помните, как мы все любили рисовать сказочных героев – богатырей, рыцарей, принцесс…

Творческие продукты клиента (рисунок ли, поделка или сыгранная роль) выступают своего рода «вещественным доказательством» для психолога. Когда есть продукт – работать не то, чтобы проще, намного интереснее! И для самого клиента становится очевидным то, что прежде отрицалось.

Девушка-подросток самозабвенно рисует героинь манги (японских комиксов), отдавая предпочтение образам демонических воительниц. Обсуждая с психологом свои рисунки и содержание текстов, она признает существование сильной злости на мать, которая вышла замуж во второй раз…

Когда я провожу занятия по написанию собственной притчи, я использую такую форму библиотерапии как создание творческого продукта. Мы с участниками читаем историю, чаще всего, короткую, и после обсуждения я прошу каждого из предметов, находящихся под рукой, представить смысл притчи в символической форме. Трудно описать, что именно и как делают люди в такие моменты, но смею уверить читателя – работы получаются удивительные!

Но, конечно, больше всего я люблю, когда мои клиенты приступают к собственному сочинительству.

Как я уже писала, психотерапевтический эффект собственного сочинительства основывается на следующих факторах:

  • Главный герой любого текста, созданного клиентом – всегда автор;
  • Сочиняя собственный текст, клиент имеет возможность создать иную психическую реальность, нежели та, в которой он живет. Изменив текст, контекст, метафору и другие художественные средства, пишущий может изменить и своё эмоциональное состояние;
  • При собственном активном творчестве воздействие целительной силы искусства увеличивается в разы.

Хотелось бы добавить, что успехи в сочинительстве, как, впрочем, и в любом творчестве, повышают самооценку человека, расширяют возможности самореализации и самопрезентации.

Мы начинаем сочинять с малого. Первой пробой пера на наших занятиях является синквейн.

Эта поэтическая форма известна многим и достаточно проста в написании. Напомню читателям, что синквейн это нерифмованное пятистрочное стихотворение, каждая строка в котором строится по правилам. Вот они:

1 строка — одно слово, существительное, отражающее главную идею; тема, понятие;
2 строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка — фраза, предложение, показывающая авторское отношение к теме; иногда – афоризм;
5 строка — слово или несколько слов, отражающие сущность темы, резюме; иногда – синоним.

Кстати, творческие учителя с успехом используют синквейн в качестве необычной формы зачетной работы, там, где максимально сжато необходимо изложить сущность феномена, понятия.

Именно внешняя простота и лаконичность синквейна учат пишущего ценить каждое слово, выражать мысли и чувства предельно конкретно, четко, емко. Написав несколько синквейнов на одну и ту же тему, участники достигают удивительной глубины и понимания вопроса, выражают авторское отношение к написанному, а не просто подбирают подходящие слова.

Возможности синквейна широки, в том числе его можно использовать и как способ «приблизиться» к проблеме, о которой клиенту трудно говорить. Каждое слово здесь «на вес золота», и является путеводной нитью в исследовании психологической реальности клиента.

Интересен эффект групповой работы по написанию синквейна. Например, задается общая тема, как правило – эмоциональное состояние, психологический феномен. Участники группы сочиняют стихотворения и зачитывают их. При обсуждении выясняется разность взглядов, мнений, способов преодоления проблемы.

Вспоминаются синквейны на тему «Тревога».

Тревога.
Тягучая, скучная.
Тормозит, замедляет, укладывает.
Я боюсь совершить ошибку.
Безволие. Тупость. Лень.

Или вот такой:

Тревога.
Незаметная, невидимая.
Подкрадывается, накрывает, опустошает.
Много в психике прячется тайн.
Бессознательное. Проблема.

А как вам вот этот?

Тревога.
Скучная, преувеличенная.
Тяготит, мешает, останавливает.
Я борюсь с отжившими монстрами.
Привычка.

Ну, а вот этот, по моему мнению, достоин положительной оценки в качестве зачетной работы по психологии:

Тревога.
Хроническая, ситуативная.
Проявляется, диагностируется, корректируется.
Принимает разные формы.
Психика, чувство, феномен.

Формы работы с тем же синквейном подбрасывает сама практика, стоит только начать. На одном из занятий участники предложили написать парные синквейны «тревога – уверенность», «ответственность – безволие», «жизнь – смерть»…

Говорить о сочинительстве в рамках библиотерапии я могу бесконечно. Сочинять можно все – от притчи до эпической саги. Конечно же, речь не идет о том, что по окончанию работы с психологом клиент становится писателем. Но – приобретает новые способы постижения и выражения своего внутреннего мира – несомненно.

Евгения Ощепкова