О слушании

Одна из опасностей, которая подстерегает коуча в его профессиональной деятельности, это необходимость быть ярким, знающим, метким, гибким, быть готовым к предложениям, находящим решения, владеющим словом. У слушания есть совершенно особая роль в процессе нашего роста и развития. Искусство слушать — одно из первых, которому обучают во всех дисциплинах, относящихся к сфере человеческих отношений

Я и не думаю, что могу сказать что-то новое на эту глобальную тему профессиональным коучам. Мне бы хотелось рассказать об одном эпизоде моей жизни, который произошёл несколько лет назад.

 

Это был период праздников, когда у фрилансера есть возможность либо сетовать, что нет работы, так как все в отпусках, либо посвятить это время отдыху, покою, сближению с самим собой. Я решила выбрать второй вариант и заказала поездку в пустыню. Это было как раз то место, где мне хотелось провести время, тем более, что никогда раньше я там не бывала. В Мицпе Рамоне меня встретил гид. Он был бородатый, загорелый, с обветренным лицом, в сандалиях и кибуцной круглой шапочке. В руках его была палка, а на плечах рюкзак. Он спросил меня, почему именно пустыня, а не Лондон или Амстердам? На это я ответила, что там уже была, и теперь пришло время пустыни. Группа наша была маленькая, я и небольшая дружная компания французов. Они были заняты общением друг с другом, что мне очень подходило, так как давало возможность ни с кем не знакомиться и побыть с собой. Добравшись до пустыни мы разбили лагерь. Я поставила свою палатку чуть поодаль. По пути гид останавливался на каждом шагу, у каждого камня. Любой знак имел смысл либо археологический, либо исторический, либо антропологический, либо географический, либо какой-нибудь ещё. То, что поразило меня, это было безмолвие, покой, пустота. В голову пришли мысли о моих студентах из университета коучинга, которым я совсем недавно прочла курс «Искусства слушания». Вечер уже спустился. Темнота накрыла узоры пустыни. Гид поставил на огонь джезву с двумя ложечками чёрного кофе с бедуинскими специями. Запах кофе и потрескивание костра вызвали в памяти дни моего кибуцного детства. Маленькой девочкой я без конца приставала к отцу с вопросами: почему стул называют стулом, а стол столом?

Неожиданно для себя я повернулась к гиду и спросила: почему пустыня называется пустыней? (На иврите слово пустыня — «медбар» имеет тот же корень, что и глагол говорить-«медабер» прим.пер) И, хотя свет исходил только от гаснущего костра и звёзд, я увидела, что лицо гида просветлело. Он поставил кофе в сторону, снял свою кибуцную шапочку, посмотрел мне пристально в глаза и сказал: «Пустыню называют пустыней потому, что тот, кто умеет по-настоящему слушать, может услышать, как она говорит», и помолчав продолжил: «Пустыня — это единственное место, где если действительно слушать с полным вниманием, то можно услышать и бога. Почему ты думаешь, бог из всех возможных мест выбрал именно пустыню, чтобы послать туда еврейский народ? Да потому что они еще не были действительно народом, им ещё нужно было постичь законы, научиться управлению, увидеть своё будущее. Бог не просто так послал еврейский народ бродить туда-сюда 40 лет, но чтобы в месте, удалённом от шума, от соблазнов, от развлечений, от изобилия научиться действительно слушать. Слушать самих себя, свои желания, слушать бога. В пустыне бог говорил через безмолвие, через пустоту, через голод, через страх, через бессилие, через трудности, через отсутствие определённости. Только в таких условиях народ мог действительно слушать». Тишина была абсолютной. Для моих городских ушей такое состояние было непривычным, даже болезненным. Я повернулась к гиду, но он уже скрылся в палатке. Все спали. Неожиданно в голову пришла фраза из книги по коучингу: «Listen to the whispers of your Soul» (Слушай шёпот своей души).

И вдруг в этой пустоте и тишине я впервые в жизни действительно смогла услышать саму себя, услышать шёпот сердца, понять значение этого безмолвия и не бояться его, чувствовать себя уверенно в ожидании внутреннего голоса, зная, что со мной заговорит из самых глубоких, самых затаённых уголков, голос, который я в шуме жизни не слышу и не слушаю. В этот момент я поняла, что моё умение слушать зависит от того, могу ли я находиться внутри этой тишины. Для меня быть хорошим коучем — это значит уметь слышать сердце, слышать дыхание, слышать звучание безмолвия, слышать пустоту, слышать то, что не было произнесено. Если я сумею передать это моим клиентам, то они смогут прикоснуться к универсальному знанию, которое доступно всем, но никому не принадлежит. И тогда ответы на вопросы они получат сами в свои глубинные почтовые ящики. Потребность в тишине — это наша естественная потребность при встрече с внутренним советчиком, самым мудрым и самым преданным. Только проблема состоит в том, что мы живём в постоянном шуме, который не позволяет нам встретиться с самими собой, и поэтому мы нуждаемся в других людях, которые бы помогли нам эту встречу организовать. И вот тогда жизнь становиться другой, она наполняется удивительными вещами. Тишина — это путь к истинному слушанию. Слово «пустыня» (медбар) происходит от слов «вещь»(давар), «говорить»(медабер). Когда мы слушаем по-настоящему? Тогда, когда мы слышим, как говорит пустыня. В безмолвии и пустоте есть много истинных вещей, которые можно услышать.

Я вернулась домой как раз ко времени моей лекции на тему слушания. Села перед компьютером и увидела мою группу студентов из разных стран мира. Урок я начала с вопроса: «Какова функция молчания в процессе эффективного слушания?» На этом же уроке я изложила модель поэтапного слушания 5S и добавила к нему ещё одно S-шестое, которое внесло в неё изменение.

SILENCE 
SYMPTOM(SILENCE) 
SITUATION(SILENCE) 
SOURCE(SILENCE) 
SOLUTION 
SHIFT

ICF ISRAEL 

SARA ARBEL     http://www.otumka.ru/library/article/