Программа повышения квалификации
«КУКЛОТЕРАПИЯ: РУКОТВОРНАЯ КУКЛА В ПРАКТИКЕ ПОМОГАЮЩИХ ОТНОШЕНИЙ»
Отделение танцевально-двигательной психотерапии НОЧУ ДПО ИППиП,
лицензия тут
направление «Мультимодальная терапия творчеством»
С куклами возиться — бытию учиться.
Пословица
Актуальность и идея программы
Для кого:
для всех желающих познакомиться с методом куклотерапии и со спецификой работы с рукотворной (игровой, обережной и обрядовой) куклой в практике психотерапии и других практиках помогающих отношений (обучении, развитии, коучинге и социальных практиках).
О ПРОГРАММЕ.
Кукла поистине является древнейшим ключом к сокровищнице человеческой души и мироздания. Во все века — и в прошлом, и в будущем — кукла не оставляет равнодушным ни ребенка, ни взрослого, ни художника, ни ученого. Так много слов сказано о куклах, так много исследований и экспедиций проведено, и так мало мы знаем о психологической сути строения тулова куклы.
На сегодняшний момент кукла — и авторская, и традиционная — становится одним из инструментов для специалиста помогающих профессий. Это не случайно – ведь кукла, согласно исследованиям В. Проппа, сама по себе является помощником человека в жизни, его связующим звеном с миром предков, несущая в себе символическую основу природы мироздания. Безликость куклы также хранит в себе тайну. Маска куклы, ее лик, проявляясь в определенный момент времени, становится срезом эмоционального переживания «здесь-и-сейчас».
Идея обучения в программе заключается в выстраивании Арт-аналогии между телесной связанностью и символическими связями, создающими целостность тулова куклы. Научить участников выстраивать связь между ликом куклы и «маской» персонального Я. Исследование специфики данных связей помогает познакомиться с особенностями личности автора куклы, его жизненными ценностями и смыслами и его «картиной» мира в целом.
Методологическая основа.
- Этнографические исследования народной куклы Г. Дайн, М.Дайн, О.С.Найден и др.;
- Исследование феномена авторской и народной куклы (И.А.Морозов);
- Концепция Body Knowledge в танцевально-двигательной терапии (J.Ganz);
- Арт-Аналогия как инструмент работы в Expressive Arts Therapy(P.Knill, S.Levine, J.Stitelmann);
- Концепция психофизиологии искусства (И.Кулка);
- Концепция паттернов телесной связанности (P.Hackney, I.Bartenieff);
- Концепция анализа движения LMA (R.Laban);
- Концепция «я, воплощенное в выразительных искусствах» (Е.Буренкова).
Цели:
- знакомство слушателей с принципами работы применения различного рода кукол (авторских, рукотворных, традиционных) в практике помогающих отношений;
- расширить представление о телесности и выразительности, о её значении в работе с рукотворной куклой с детьми и взрослыми;
- познакомить с авторской концепцией системы анализа работы с рукотворной куклой: Форма, Содержание и Отношение, Характеристика и Смысл.
- познакомить со структурой и технологией включения работы с рукотворной куклой, созданной на основе концепций телесного знания и выразительности, — от создания куклы до взаимодействия с ней.
Программа.
Структура: Программа включает в себя 102 ак.ч. (6 двухдневных семинаров по 12 ак.ч., 10 вебинаров по 3 ак.ч., проводятся между очными семинарами), обучение очное и дистанционное.
Даты: 2021/2022 уч.г.:
08-09.04.2021;
24-25.06.2021;
16-17.09.2021;
18-19.11.2021;
13-14.01.2022;
10-11.03.2021.
Темы
Тема 1. Кукла и ее символический аспект телесности. Виды кукол и их специфика в помогающих отношениях. (6 ак.ч.)
Феномен куклы как символический аспект телесности.
Виды кукол: авторская, традиционная, рукотворная. Классификации кукол.
Специфика применения различных видов кукол в психотерапевтической, педагогической и социальной практике помогающих отношений. Возрастной аспект в применении куклы в работе. Круг вопросов, решаемых с помощью куклы.
Тема 2. Введение в куклотерапию. Предмет, методы и специфика применения. (12 ак.ч.)
Куклотерапия: основные понятия, методы работы. Кукла как символ человека, его мировоззрения, символического отражения психики. Строение куклы, материалы и способ создания куклы: схема анализа.
Тема 3. Кукла как Арт-Аналогия Я концепции, отраженное в символическом отображении в кукле (18 ак.ч.)
Рукотворная кукла: строение тулова, материал. Кукла: схема, способ создания, внутреннее и внешнее содержание, отношение к кукле и куклы.
Директивные и недирективные методы в куклотерапии: специфика применения.
Тема 4. Рукотворая кукла как один из способов исследования личностных аспектов психики (18 ак.ч.)
Арт-техника исследования и трансформации через создание куклы и взаимодействие с ней: Форма, Содержание и Отношение, Характеристика и Смысл.
Концепции LMA-BF в исследовании феномена рукотворной куклы. Принцип в работе с рукотворными куклами: Базовый навык (низкое мастерство)\высокая чувствительность; буквальная и имагинальная реальность.
Тема 5. Арт-действо и ритуал в работе с куклами в практике помогающих отношений (психотерапии). (18 ак.ч.)
Кукла и традиция: обереговые, обрядовые и игровые куклы. Арт-действо в движении, звучании, образе и слове – и создание куклы. Ритуал создания как рамка работы с традиционными куклами в практике помогающих отношений.
Тема 6. Мультимодальный подход в работе с куклами и применении выразительных искусств в практике помогающих отношений (12 ак.ч.)
По завершению семинара – индивидуальный творческий проект «Я и мои куклы»
Что ещё ожидает участников программы:
- Вечерняя очная встреча – арт-мастерская , где каждый станет активным участником арт-действа — не только создаст свою куклу для исполнения желаний, но и увидит в действии арт-ритуал рукотворной куклы.
- На каждой встрече будут созданы различные куклы в различных техниках и участники узнают о специфике их применения в практике помогающих отношений в работе с различными жизненными и профессиональными вопросами.
- Участники познакомятся с базовыми приёмами создания рукотворных кукол для работы в индивидуальном и групповом формате;
- Участники узнают о куклах и традициях: обереговые, обрядовые и игровые куклы;
- Участники программы познакомятся с принципами создания куклы через интермодальное Арт-действо в движении, звучании, образе и слове и научатся создавать арт-действо и арт-ритуал в создании рукотворной куклы как рамке работы в практике помогающих отношений.
Семинары представляют собой праткикечские занятия, проводимые в формате арт-мастерских. Вебинары представляют собой процесс-анализ арт-действа, который проходил на очных встречах (арт-мастерских).
Пример одной из арт-мастерских.
Арт-практика (тема 1.) «Тулово и маска рукотворной куклы» (4 ак.ч.)
Цель:
- познакомить с феноменом телесной связанности через символизм связей частей тулова рукотворной куклы;
- познакомить с авторской арт-технологией работы с рукотворной авторской куклой в практике помогающих отношений.
На мастерской участники:
- познакомятся с особенностями строения тулова куклы как особого телесного знания,
- узнают об арт-технологии работы с рукотворной авторской куклой – от разогрева группы до определения смысла предложенного арт-действа,
- познакомятся с символическим значением строения тулова куклы через призму концепции тела в Анализе движения Р.Лабана;
- простроят связи между соединенностью частей тулова куклы и способов их соединения через арт-аналогию паттернов телесной связанности (П.Хэкни, И.Бартениефф)и символический смысл мироздания в соединении частей тулова (этнографические исследования);
- получат опыт работы в интерактивном пространстве по созданию, работе и анализу с туловом и маской куклы;
- выстроят персональные связи с собственной буквальной реальностью, как своего рода мостик к исследованию тайны собственного Я, воплощенного в «живом» экспрессивном теле и тулове и маски куклы.
Арт-Мастерская станет пространством собственного исследования, где каждый побывает в роли автора-мастера своей куклы в создании и движении. Участники и встретятся с тайной кода тулова куклы, отвечая на актуальные вопросы о жизни и об отношениях, узнавая некое послание о собственном мире. Также собственный опыт поможет участникам в обозначении возможностей комбинаторного применения элементов предложенной технологии в собственной профессиональной деятельности в области помогающих отношений.
Схема работы на арт-мастерской:
Знакомство с темой. В силу того, что формат данной мастерской предполагает исследование, основанное на личном опыте участников. Сначала организуется процесс создания куклы.
- Обозначение основных концепций, на основании которых будет строиться работа с туловом и маской куклы.
- Концепция Body Knowledge и методы танцевально-двигательной терапии лежат в основе исследования послания тулова безликой куклы, сотворенной каждым. Участники знакомятся с принципами и алгоритмом работы с туловом и маской безликой куклы.
Подготовка к Арт-действу «Мы не скажем, а покажем»:
- Двигательный разогрев через метафору скручивания/делания куклы.
- Двигательные круговые и линейные игры в рамке хороводного движения помогают выстроить общее ритмическое взаимодействие: Игры – «Нитка и Иголка»; «Клубок ниток»; «Мотанки».
Собственное создание куклы (салфетки, нитки, скотч, клей, ножницы)
- Собственное знакомство/исследование куклы – исследование тулова куклы, способа перемещения и соединенности частей в паре.
- Знакомство с концепцией паттернов телесной связанности и концепциями символизма частей тулова куклы и анализа движения Р.Лабана.
- Исследование связи телесного послания и символического выражения в кукле. Нахождение личных смыслов.
Работа с маской куклы:
- исследование лика куклы — выражение лица куклы – через отражение и соединенность с собственной выразительностью. Проекция или Зеркальное отражение;
- создание лика куклы – через создание съемной маски для куклы;
- определение персонального символизма и отклика – в буквальной реальности и символической реальности куклы.
Завершение. Танцевальный круг с созданными куклами. Знакомство с каждой куклой участника. Технология разотождествления с Арт-объектом.
На арт-мастерской будет использоваться музыкальное сопровождение – народные хороводные песни и музыка, а также музыка для творческого процесса.
Цена курса: 45 000р. Возможна оплата частями.
Ведущая программы:
Елена (Алена) Валентиновна Буренкова — андидат психологических наук, доцент, руководитель отделения танцевально-двигательной психотерапии НОЧУ ДПО «Институт практической психологии и психоанализа» (Москва), руководитель международной программы профессиональной переподготовки «Мультимодальная терапия творчеством»,

преподаватель института «Иматон» (СПб), к танцевально-двигательный психотерапевт, преподаватель и супервизор специализации «Танцевально-двигательная психотерапия», психотерапевт и супервизор терапии искусствами, , арт-терапии, куклотерапии, музыкотерапии; автор многочисленных мастерских и семинаров по куклам в психотерапии и куклотерапии с 2003 года, таких как: «Удивительный мир Танца и Кукол», «Берегиня тайн и премудростей», «Куклотерапия и Кукла в психотерапии», «Кукла и Тело: Танец встречи», «От лоскуточка к истории», «Я и моя половинка: отношения в паре на примере куклы «Неразлучники», «Жила-была кукла», «Кукольная мозаика», «Я и моя кукла», и многих других; автор публикаций по вопросам применения кукол в исследовании некоторых аспектов телесности, в индивидуальной и групповой работе (Пенза, Москва)